В штате Качин живут качины (самоназвание цзинпо) – единственный народ в Бирме, который пользуется латинским алфавитом. Всего насчитывается тринадцать этнических групп качинов. Среди них преобладают народы, проживающие в окрестностях Путао – кхамти, шаны, лису и раван. Образ жизни всех народностей схож, так как связан с сельским хозяйством, но некоторые черты традиционного уклада жизни предков сохранились. В деревнях есть небольшие магазинчики и рынки, где торгуют, в основном, местными продуктами и китайскими товарами. Большинство население региона – христиане, и только народ шан остается верным буддизму.
Деревни народности шан
Две сестры в традиционных одеждах шан направляются в монастырь
На территории монастыря. Мужчины готовятся к предстоящему празднику
Деревни народности раван
Традиционные дома в деревнях народа раван подняты на высоких сваях на два метра над землей. На участке обычно стоят рядом два-три дома, соединенные переходом. В том, что поменьше – кухня, дом побольше – жилой, третий дом используют для хранения риса. В кухонном доме – открытый очаг для топки по-черному, поэтому внутри все черно от копоти. Жилой дом чистый и просторный.
По деревне идут дети и несут шарики из зеленых листьев. Значит кто-то умер. Всем, кто пришел проститься, а это, как правило, все жители деревни, дают с собой немного риса, в память об ушедшем.
Деревни народности лису
Лису – один из горных народов, проживающий, в основном, на территории Мьянмы и китайской провинции Юньнань. Лису христиане. В деревне Мулашиди (Mularshidi) располагалась американская баптистская миссия. Баптисты вместе с паствой из народа лису перебрались в Мьянму из Китая в 1949 г. Бежали от гонений, которые начались на христиан после прихода к власти китайских коммунистов.
Миссия занималась благотворительностью, например, осушением малярийных болот, привезла из Америки и распространила цитрусовые деревья, обустраивала школы. Но 31 декабря 1965 г., военные, пришедшие к власти в Бирме, приказали баптистам покинуть страну до полуночи. Когда стало ясно, что миссия будет не в состоянии уложиться в срок, миссионеры решили уйти по суше в Индию. Дома, в которых жили миссионеры, до сих пор стоят пустыми, постепенно приходя в упадок.
Лису традиционно считаются хорошими охотниками. И сейчас некоторые мужчины после сбора урожая риса уходят на 23 месяца в горы на охоту, туда, где снега. Заготавливают мясо, а потом приносят его в город и продают на рынке. Неплохой доход. Жена с детьми остается дома. В семьях в этом регионе до 10 детей, трое-четверо считается мало.