Деревня Вае-Ребо, о. Флорес
Уникальный ритуал пенти можно наблюдать на Западном Флоресе в деревне Вае-Ребо, которая расположена в горной местности на высоте 1100 метров. Она известна не только своими необычными домами с высокими коническими крышами, но также тем, что местные жители народа мангарай во многом сохранили свои старые культурные традиции. Добраться до деревни не так просто. На Флоресе, который считается «воротами» к знаменитому острову Комодо с его «драконами» (гигантскими варанами), расположен аэропорт Лабуанбаджо. От него за пять-шесть часов можно доехать до нужного места у подножья холма. А вот дальше – только пешком по узкой горной тропе около пяти километров.

Ритуал пенти очень значим для мангарай. Он знаменует окончание аграрного года, завершение сбора урожая и начало нового сезона. Пенти можно назвать своеобразным праздником Нового года, и сопровождается он целой чередой ритуальных церемоний. Местные жители, прежде всего, выражают благодарность духам природы и предкам, оберегающим их, дарующим им плодородие и процветание. Пенти отмечают в ноябре, но так как проведение ритуала требует больших затрат, то во многих местах на Флоресе его празднуют раз в несколько лет и лишь в Вае-Ребо – ежегодно 16 ноября.
Жители деревни во многом придерживаются своих древних анимистических верований. Они поклоняются духам гор, камней, деревьев, вод и другим духам природы. Поэтому ранним утром обитатели Вае-Ребо идут к реке и совершают церемонию призыва в деревню добрых духов воды. Представители каждого из восьми это ритуальное действо отдельно, в определенных местах. Затем все собираются у главного общинного дома и начинаются церемониальные песнопения и танцы.
Самым захватывающим праздничным действом становится воинственный танец чачи – своеобразная дуэль на кнутах, демонстрирующая традиционное боевое искусство народа мангарай. В каждом раунде танцевальной схватки участвуют двое молодых мужчин. Пританцовывая, один из участников готовится нанести другому удар кнутом. Второй защищается кожаным щитом и парирует большой плетью. Если кнут попадает по телу, остается глубокий кровавый рубец. Попеременно мужчины наносят друг другу удары. Пролитая участниками кровь воспринимается как дар духам пенти. В состязании, продолжавшемся более четырех часов, принимали участие шесть-семь человек.

Участники схваток при помощи представителей своего клана перед каждым раундом тщательно заматывают лицо платком. А первые удары наносят в чачи самые уважаемые мужчины в деревне.

Дети подражают взрослым. Здесь тоже свои зрители
Во второй половине дня проводится церемония почитания духов предков. Все деревенские мужчины собираются у общинного дома и вместе идут на кладбище, которое расположено на примыкающем к деревне склоне горы. На кладбище колонна разделяется – каждая семья идет к своим захоронениям.
Чтобы отблагодарить предков, разводят маленький костерок из тростника и приносят в жертву цыпленка, кровью которого окропляют камень надгробья и выложенный на него рис. Затем, конечно, долгая молитва.
После кладбища мужчины собираются у деревянной арки, символически отмечающей вход в деревню, и плотной группой идут в селение. И снова общие танцы и пение с хороводами у общинного дома.
Самые уважаемые люди деревни молятся у центрального алтаря, к которому туристам запрещено приближаться. В жертву духам приносят большого петуха, и его кровью окропляют алтарь. Далее следуют жертвоприношения других домашних птиц, при этом каждую тушку обжигают на костре, достают сердце и внимательно рассматривают его. Все ритуально убитые птицы, включая маленьких цыплят, съедаются. От них оставляют лишь крылья, которые раскладывают на месте проведения ритуала.
Когда стемнеет, мужчины всех кланов торжественно заходят в главный общинный дом. Там молитвы и жертвоприношения продолжаются.

Внутри общинного дома мужчины рассаживаются своими кланами. Каждая группа проводит свои ритуальные действа – люди читают молитвы, приносят в жертву петухов и куриц, обжигают тушки на огне очага и гадают по извлеченным из них сердцам. После окончания общей церемонии в главном общинном доме люди расходятся по своим жилищам, чтобы в каждом из них свершить семейный ритуал призыва добрых духов. Все члены семьи возносят им молитвы.


Обжигание тушки на огне очага
Поздно вечером все мужчины деревни вновь собираются в общинном доме, и наступает еще один важный момент ритуала пенти. Совершается жертвоприношение двух поросят, из тел которых достают один из внутренних органов, измельчают его, смешивают с рисом и церемониально бросают на пол. Несколько мужчин кладут этот рис с мясом на тарелки, выносят на улицу и выкладывают на алтарь. Основные религиозные обряды завершены. Дальше женщины начинают ритуальное песнопение санда, которое должно длиться до самого рассвета без перерыва. И снова танцы.
