Обряд погребения на о. Сумба
Обряд погребения на о. Сумба

Восточная Индонезия, о. Сумба

В соответствии с основным на острове Сумба верованием марапу тело человека после смерти, как и у тораджей, остается до похоронного обряда в его родном доме. Иногда на очень долгое время, так как для традиционного захоронения сумбанцам требуются большие средства. Необходимо привезти к дому огромный каменный валун, обтесать его так, чтобы получилась кубической формы гробница. В ней вырубают середину, в которую и укладывают тело умершего, накрывая сверху массивной каменной плитой. Традиция сооружения таких могил-мегалитов уходит в седую древность.

Могилы-мегалиты на о. Сумба
Могилы-мегалиты на о. Сумба

Сейчас гробницы начали делать из бетона и даже строительных блоков, но принципиально ритуал не изменился. Интересно, что на могильных плитах нет никаких надписей – кто и когда покинул этот мир. Информация об усопших передается устно от поколения к поколению. Нередко в деревне помнят о двадцати предыдущих поколениях. В одной гробнице может быть захоронено несколько тел. Поэтому при каждом погребении ее вскрывают. Мне показали старые гробницы очень маленького размера. «Как же туда помещают умершего?» – спросил я. Объяснили, что тело укладывают в сидячем положении, в позе младенца в утробе матери. Как человек пришел в мир, так и уходит. 

1 of 2

Характерный вид деревни на Сумбе – традиционные дома с высокими крышами, покрытыми травой. Такое жилище довольно просто по конструкции. Основной несущий узел – четыре мощные деревянные колонны, стоящие на вкопанных в землю каменных основаниях и перекрытые сверху поперечными бревнами. К ним крепятся все остальные элементы дома. По вертикали сооружение делится на три части. Нижняя предназначена для животных, средняя – для людей. Там находятся спальные места и открытый очаг. Верх – своеобразный склад. Дома в деревне сооружают сообща. В принципе все материалы для дома местные, из леса. Говорят, что, может, только траву для крыши берут из другого района. Крышу необходимо менять каждые лет пять. 

1 of 6

Похороны – один из самых торжественных и дорогих обрядов для многих народов Индонезии. На Сумбе мы присутствовали на похоронах женщины, и, когда приехали в деревню, приглашенных собралось уже довольно много. И гости семьями прибывали еще в течение часов трех. На грузовичках привозили свиней, буйволов вели, привязав к рогам длинные веревки. Приходящих встречают возгласами, танцами, подносят им бетель в знак того, что рады их видеть. Как объяснил гид, похороны для людей – это смешение чувств горя и радостиЗдороваются, соприкасаясь носами, что можно сравнить с нашими приветственными поцелуями. Мы потом тоже освоили этот ритуал. Гостей угощают напитками. Некоторые из них подходят для прощания к телу, лежащему в гробу, а затем присоединяются к остальным, ожидающим дальнейших обрядовых действий. 

Обряд погребения на о. Сумба
Обряд погребения на о. Сумба

Буйволов ведут, привязав к рогам длинные веревки

1 of 5
Прикосновение носами – знак приветствия
Прикосновение носами – знак приветствия

На острове Сумба здороваются соприкасаясь носами

Большинство жителей Сумбы исповедуют католицизм, однако это не мешает им придерживаться старых верований и традиций. Священник проводит службу довольно долго, минут сорок. Части людей раздают листочки с напечатанными на них религиозными текстами. Все вместе декламируют и поют молитвы. Целая бригада женщин готовит еду на кухне во дворе дома. В какой-то момент началось кормление гостей, которых собралось уже около пятисот человек. Люди выстраивались в цепочку и передавали тарелки с едой сидящим участникам похорон. Досталось всем! 

1 of 2

После длительного ожидания прихода всех гостей начинается самая главная часть похоронного обряда – жертвоприношение животных. Мы насчитали штук двадцать свиней и примерно двенадцать буйволов. Небольшая дополнительная задержка была связана с тем, что хозяева совещались по вопросу, сколько и каких животных убивать и кто это будет делать. 

Не сильно приятную процедуру убиения свиней я несколько раз видел ранее, а убийство буйволов не приходилось. С началом церемонии на центральную площадку вывели около десятка свиней и зарезали. Потом тут же стали опаливать шкуры, поджигая тростник.

1 of 6

Когда со свиньями закончили и оттащили туши в сторону, принялись за буйволов. Убивали по очереди. Две группы мужчин веревками растягивали голову буйвола, а один наносил удары большим ножом по горлу. Буйволы – сильные животные, но и они через некоторое время падали от потери крови. Было убито пять буйволов. 

1 of 5

Сразу за жертвоприношением животных из дома вынесли гроб с усопшей, пронесли его мимо туш буйволов и заложили в бетонный саркофаг, стоящий во дворе. Предварительно два человека довольно долго пробивали в нем погребальную нишу. Мясо убитых животных обычно раздается по кусочку всем гостям. Вернувшись домой и приготовив мясо, вся семья будет во время трапезы вспоминать усопшую. Это тоже часть ритуала. А еще запомнились дети, прыгающие по тушам убитых буйволов. Для местных, видящих такие картинки с раннего детства, в жертвенном убиении животных нет ничего особенного. 

Вынос гроба с усопшей
Вынос гроба с усопшей